Соединение арматуры сваркой
В современном строительстве используется большое количество железобетонных конструкций. В основном, они представляют собой сборные конструкции, которые изготовляются индустриальными методами на заводах. Соединения таких конструкций на строительной площадке, а также соединения арматуры монолитного железобетона выполняются электросваркой.
Виды арматуры сварных соединений
Для укрепления железобетонных конструкций используется арматура в виде стержней, проката и проволоки. Для арматуры могут быть использованы такие изделия:
В процессе сварки арматуры могут образовываться швы различного типа. В соответствии с ГОСТ существуют следующие типы сварочных соединений арматуры:
- стыковые;
- угловые;
- тавровые;
- нахлесточные.
При этом, стыковое соединение образуется при соединении торцевых поверхностей двух деталей, угловое соединение – при соединении деталей под углом, тавровое соединение — когда конец одной детали присоединен к боковой поверхности другой, а нахлесточное – когда сваренные детали располагаются параллельно.
Наиболее прочным является стыковое соединение.
Виды электросварки
Для соединения арматуры используются два вида электросварки:
- контактная;
- электродуговая.
Первый вид сварки осуществляется путем пропускания тока через соединяемые детали. При этом из-за большого переходного сопротивления места соединения на нем выделяется большое количество тепла. За счет этого тепла происходит расплавление металла до состояния текучести. При наличии внешнего давления происходит сварка арматуры.
В свою очередь контактная сварка подразделяется на точечную и стыковую.
Точечная сварка предназначена для соединения пересекающихся деталей арматуры. Эти детали зажимают между электродами сварочного аппарата, а затем пропускается ток. В результате происходит нагревание и сварка.
Стыковая контактная сварка предназначена для удлинения стержней или соединения их отрезков.
Стыковая сварка бывает с непрерывным и прерывистым оплавлением. В первом случае два стержня арматуры, закрепленные в сварочном агрегате, непрерывно двигаются друг другу навстречу и замыкают электрическую цепь. В результате происходят сильный нагрев места соприкосновения и оплавление торцов стержней. Под действием силы сжатия происходит сварка стержней арматуры. Во втором случае, который применяют для стержней большого диаметра, производят несколько сближений и разъединений торцов стержней. После предварительного нагрева производят окончательное сведение стержней и их сварку.
Достоинствами контактной сварки является ее экономичность, возможность автоматизации процесса, высокая производительность. Существуют автоматические и полуавтоматические агрегаты контактной сварки.
Дуговая сварка
В дуговой сварке используется эффект возникновения дуги между электродом и деталью. Дуга — это электрический разряд, внутри которого температура достигает + 6000 ºС. Металлический электрод, используемый для дуговой сварки, имеет специальное покрытие, которое испаряется и поддерживает горение дуги. В процессе сварки металл электрода расплавляется, стекает на соединяемую поверхность и образует шов. Прочность сварного соединения зависит от качества этого шва. При этом, чем длиннее дуга, тем хуже качество шва.
Для соединения арматуры дуговая сварка имеет широкое распространение. Это связано с ее универсальностью и возможностью применения для сварки арматуры в разных частях конструкции.
Недостатком такой сварки является необходимость электродов, малая производительность, а также необходимость высококвалифицированных сварщиков.
Наряду с обычной дуговой сваркой для сварки крупных арматурных конструкций диаметром более 20 мм используется ванная и электрошлаковая сварка.
В первом случае стык стержней, имеющий небольшой зазор, помещают на стальную или в медную форму. Для стержней диаметром до 35 мм производится одноэлектродная сварка. В процессе сварки между торцами стержней образуется ванна расплавленного металла электрода и стержней. После остывания ванны образуется качественный шов.
Электрошлаковая сварка отличается тем, что в форму добавляется флюс, а электрод пластинчатой формы вставляется между торцами свариваемой арматуры. В результате этого образуется ванна, закрытая шлаком, что улучшает качество сварки арматуры. Кроме того, такой вид сварки можно автоматизировать, что увеличивает экономичность и производительность.
Выводы:
- В строительстве для соединения арматуры железобетонных конструкций широко используется электросварка.
- Существует два типа электросварки – контактная и дуговая.
- Достоинствами контактной сварки является ее экономичность, высокая производительность, возможность автоматизации процесса.
- Достоинством дуговой сварки является ее универсальность и возможность использования в различных местах стройки. Недостатками такого вида сварки является необходимость наличия электродов и высококвалифицированных рабочих