Опоры стальных технологических трубопроводов
Прокладка стальных технологических трубопроводов с различным диаметром труб предусматривает использование в монтаже магистрали крепежных элементов – опор, обеспечивающих скрепление и удержание всей возводимой транспортной системы.
Основной отраслевой стандарт в изготовлении опор стальных технологических трубопроводов
Опоры для удержания трубопровода изготавливаются, как правило, согласно ОСТ 36-146-88 и широко используются при сооружении стальных магистралей в нескольких видах и формах основных конструкторских решений.
Главный отраслевой стандарт, по технологическим нормам которого выпускается большинство типов опор, не предусматривает использование конструкций в условиях вечной мерзлоты, на пучинистых землях, а также для удержания системы трубопроводов на электростанциях и на магистралях, где осуществляется транспортировка хладагентов.
Изготавливаются опоры трубопроводов в промышленных условиях. При их разработке учитываются факторы существующих весовых нагрузок, возможность температурных расширений технологических трубопроводов, вибрационные колебания, давление рабочей среды внутри стальной магистрали и др.
Справка. Отраслевой стандарт предусматривает использование опор стальных технологических трубопроводов с давлением сырьевого потока до 10 МПа, минимальным диаметром труб 18 мм и максимальным – 1420 мм и температурой среды внутри труб от 0 до 460 градусов.
Виды опор по основному отраслевому стандарту
Промышленные предприятия, специализирующиеся на изготовлении опор для магистральных трубопроводов, согласно наиболее популярному стандарту ОСТ 36-146-88 освоили выпуск 11 видов опор, которые учитывая условия и особенности эксплуатации, предоставляют возможность удерживать магистраль разными способами.
По основному отраслевому стандарту выпускаются такие опоры трубопроводов:
- тавровые приварные (ТП);
- тавровые хомутовые (ТХ);
- катковые направляющие (КН);
- хомутовые бескорпусные (ХБ);
- швеллерные приварные (ШП);
- вертикальных магистральных трубопроводов приварные (ВП);
- трубчатые для отводов (ТО);
- корпусные приварные (КП);
- корпусные хомутовые (КХ);
- уголковые приварные (УК);
- трубчатые (ТР).
Справка. Все перечисленные опоры трубопроводов изготавливаются из углеродистых или низколегированных марок стали в соответствии с техническими требованиями отраслевого стандарта.
Основные типы опор стальных технологических трубопроводов
Все существующие виды опор магистральных трубопроводов разделяются на два типа:
- подвижные (скользящие) опоры;
- неподвижные опоры.
К категории подвижных скользящих опор относятся конструкции обладающие способностью к перемещению в заданном установленном направлении. Скользящая конструкция удерживает трубопровод и не препятствует естественному смещению магистрали. Подвижные опоры могут быть нескольких типов:
- роликовые;
- диэлектрические;
- хомутовые;
- шариковые.
Категория неподвижных опор предусматривает жесткую неподвижную фиксацию стальных труб, не допуская смещений трубопровода. К неподвижным опорам относятся следующие типы конструкций:
- неподвижная хомутовая;
- неподвижная лобовая 2-х упорная;
- неподвижная лобовая 4-х упорная;
- неподвижная лобовая 2-х упорная усиленная;
- неподвижная лобовая 4-х упорная усиленная;
- неподвижная лобовая сальниковых компенсаторов;
- неподвижная щитовая;
- неподвижная щитовая усиленная;
- неподвижная боковая;
- неподвижная хомутовая бескорпусная;
- неподвижная бугельная;
- приварная неподвижная;
- бескорпусная неподвижная;
- неподвижная щитовая.
Справка. Каждый тип, как скользящих, так и неподвижных опор, в зависимости от условий и технических характеристик трубопровода имеет несколько вариантов исполнения. Все производимые промышленностью конструкции соответствуют техническим нормам и требованиям отраслевых стандартов.
В отрасли строительства несущих сырье транспортных магистралей опоры стальных технологических трубопроводов занимают очень важную роль в монтаже и дальнейшей эксплуатации конструкции. Значимость крепежных элементов невозможно недооценивать, от них зависит эффективность, качество и безопасность транспортируемой продукции.